Новости музея
19.11.2020 07:00:00 «Голубым беретам» – 35 19 ноября ансамбль «Голубые береты» отмечает своё 35-летие. Этот творческий коллектив родился как самодеятельный и состоял...
06.11.2020 07:00:00 Антитеррор. Первое совместное учение России и Сербии 6–16 ноября 2014 года в Республике Сербия прошло совместное сербско-российское тактическое антитеррористическое военное учение...
24.10.2020 08:00:00 «Взаимодействие – 2010» 25–28 октября 2010 года было проведено совместное оперативно-тактическое учение «Взаимодействие – 2010» Коллективных сил...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ - 3
Солдат удачи - Александр Кулаев.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



Первые шаги к созданию ВДВ


с 26 июля 2020
Назад к списку

26 июля 1930 года под Воронежем были совершены первые групповые тренировочные прыжки с парашютами. Успешное их проведение легло в обоснование создания в СССР воздушно-десантных частей.

До этого, в марте 1930 года, под руководством командующего войсками Ленинградского военного округа М.Н. Тухачевского были проведены тактические учения с экспериментальным десантированием войск, для чего ВВС округа выделили семь самолётов ТБ-1 из состава 55-й и 57-й эскадрилий 3-й авиационной бригады.

В качестве десанта привлекались около семидесяти бойцов и командиров сухопутных частей округа. 13 марта 1930 года шесть самолётов ТБ-1 поднялись в воздух с аэродрома в Гатчине. Но из-за плохой погоды посадочную посадку (в районе станции Шимск под Новгородом) смогли отыскать только экипажи четырёх самолётов, которые приземлились с интервалом от первого до четвёртого в 58 минут. Всего было высажено 45 человек, 4 пулемёта и 600 кг разных грузов. Десантный отряд условно уничтожил железнодорожный мост через реку Шелонь, после чего самолётами был возвращён обратно в Гатчину.

О применении парашютов для высадки военнослужащих тогда ещё никто серьёзно не думал. Парашют рассматривался исключительно как средство спасения военных лётчиков и вниманием военных теоретиков был обделён. Всё изменилось после успешного проведения групповых прыжков с парашютом 26 июля 1930 года.

Инициатором этого стал инструктор по парашютной подготовке Военно-воздушных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии комбриг Л.Г. Минов.

Комбриг Л.Г. Минов.

Справка:

Леонид Григорьевич Минов (23 апреля 1898, Двинск, ныне Даугавпилс – 19 января 1978, Москва) – советский лётчик, планерист и парашютист, комбриг.

Пионер парашютизма в СССР. Мастер парашютного спорта СССР (1934, знак № 1), мастер советского планеризма (1934), заслуженный работник культуры РСФСР (1970).

Участник Первой мировой и Гражданских войн.

Окончил: школу лётчиков-наблюдателей в Москве (май 1920), военную школу лётчиков в Зарайске (1921), высшую школу военных лётчиков в Москве (1923).

После Гражданской войны Минов стал инструктором, а спустя 2 года – начальником лётной части 1-й Московской высшей школы красных военных лётчиков. Занимался изучением методики слепого полёта, в процессе чего были разработаны кабины для слепых полётов и тренажное кресло для наземных тренировок.

В 1925–1927 годах работал в торгпредстве СССР во Франции, где исполнял функции авиационного атташе.

В 1928 году на совещании руководящего состава ВВС РККА Минов выступил за обеспечение всего лётного состава парашютами, после чего в 1929 году был командирован в США для ознакомления со спасательной службой в авиации в составе делегации Амторга. Изучал парашютное дело на заводе компании «Ирвин» в Буффало, где и совершил 13 июля 1929 года свой первый прыжок, а 14 июля – второй. Третий прыжок он выполнил на Калифорнийских соревнованиях парашютистов, где занял 3-е место, приземлившись в 35 метрах от центра круга; после этого он получил диплом парашютиста.

После возвращения из США Минов служил в Управлении ВВС РККА (1929–1933) и Управлении авиации Осоавиахима (1933–1940).

В ходе разработки НКВД руководящего состава Осоавиахима был арестован 9 июля 1941 года и осуждён по статье 58 сроком на 7 лет тюрьмы и семь лет ссылки.

Освобождён в середине 1950-х годов. 29 марта 1957 года восстановлен в звании полковника ВВС, правах на награды и ношение мундира. После возвращения он около 15 лет возглавлял Федерацию авиационного спорта Москвы.

По предложению комбрига Л. Минова и под его руководством во время учебно-тренировочных сборов ВВС в Воронеже группой советских лётчиков из 53-й эскадрильи 11 авиабригады Московского военного округа впервые в мире были выполнены групповые прыжки. Сборы парашютистов проводились в течение 26–29 июля.

В начале сборов Минов выполнил показательный прыжок перед лётным составом авиабригады.

«Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек», – так описывал Минов события того дня в своих воспоминаниях.

Следующий прыжок совершил лётчик Я.Д. Мошковский.

Я.Д. Мошковский.

Справка:

Яков Давидович Мошковский (7 ноября (25 октября) 1905, Пинск – 24 июля 1939, Москва) – советский военный и полярный лётчик, один из организаторов отечественного парашютизма. Мастер парашютного спорта СССР (1934, знак № 2).

В 1927 году окончил Борисоглебскую школу лётчиков. С 1930 в НИИ ВВС, с 1931 в Осоавиахиме. В 1933-1938 гг. возглавлял Высшую парашютную школу Осоавиахима. В 1938 году назначен начальником спортотдела ЦК Осоавиахима, готовил кадры инструкторов – парашютистов. В 1937 году, на самолёте АНТ-6, в качестве второго пилота в экипаже И.П. Музурука, участвовал в высадке экспедиции И.Д. Папанина на Северный полюс. Участник поисков С.А. Леваневского в 1938. Совершил 502 прыжка с парашютом. В 1934 году, одним из первых парашютистов, был удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР». Награждён орденом Ленина и орденом Красной Звезды. Автор книги «Записки пилота». Погиб, выполняя прыжок особой сложности, при показательных выступлениях парашютистов на северной окраине Москвы.

При выполнении прыжка Мошковскому не повезло – его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилась на настроениях участников сборов. Многие лётчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, лётчики И. Поваляев и И. Мухин. За время сборов количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Лётчиками было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании «Ирвин». Прыжки совершались с двухмоторного самолёта «Фарман-Голиаф».

Во время проведения этих сборов снимался документальный учебный фильм «Парашют». Впоследствии этот фильм на многие годы стал наглядным учебным пособием при подготовке парашютистов.

По итогам сборов начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга П.И. Баранов предложил Минову подготовить группу парашютистов для совершения группового прыжка, после чего пояснил: «...Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы военных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника»...»

Так было положено начало процессу создания Воздушно-десантных войск России, 90-летие которых будет отмечаться 2 августа 2020 года. А 26 июля ныне отмечается как дата рождения парашютного спорта в нашей стране.

Подготовил И. А. Лындин