Новости музея
15.11.2017 18:15:00 Расплескалась синева по погонам 15 ноября, во Всероссийский день призывника, в Музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» прошло торжественное...
14.11.2017 17:45:00 Всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества 17 ноября 2017 года пройдет всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества. В...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ - 3
Десантная застольная - Алексей Жуков.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



Майкопский десант глазами художника


с 27 октября 2017
Назад к списку

В ночь с 23 на 24 октября 1942 года для уничтожения фашистских самолетов, базирующихся на аэродроме, который находился на северной окраине Майкопа, был выброшен отряд парашютно-десантной роты военно-воздушных сил Черноморского флота (ВВС ЧФ).

В научно-художественном сборнике «­­­­­Хочу всё знать» за 1981 год был опубликован рассказ «В лучах прожекторов», который повествует о десанте моряков-черноморцев на немецкий аэродром около Майкопа. Текст дополнен иллюстрациями Иосифа Кошаровского, которые будут приведены ниже. Все иллюстрации носят повествовательный характер и служат визуальным сопровождением к тексту.

 Прыгают бойцы диверсионной группы. Художник изображает у десантников топорики, которые были нужны для прорубания отверстий в корпусе самолета. Всего в составе группы было 20 моряков-десантников, разделенных на четыре боевые пятерки. Группа летела на самолете ТБ-3, вместе с ней находились: капитан А. П. Десятников, на борту самолета он отвечал за выброску личного состава и два проводника-партизана. 23 октября 1942 года в 23.20 подлетая к аэродрому, самолет сразу попал в лучи четырех прожекторов и по нему был открыт огонь.

          

Самолет был подбит, в результате попадания снаряда сразу погибли трое десантников и оба проводника. Следующим снарядом был пробит один бензобак и самолет загорелся. Многих десантников в момент прыжка обдало горящим бензином, на них загорелось обмундирование, они получили ожоги рук и лица. В полете им приходилось сбивать с себя пламя, у некоторых горели парашюты. В это же время по десантникам с земли стреляли немцы. Художник очень точно передает этот момент с помощью двух вертикальных иллюстрации. 

В завязавшемся ночном бою на аэродромном поле группа прикрытия под командованием младшего сержанта Г. Ф. Чмыги, которая десантировалась раньше, сумела отвлечь на себя основные силы аэродромной охраны, огнем пулеметов и автоматов умело отсекая ее от стоянок самолетов. Иосиф Кошаровский изобразил этот бой более масштабным, каковым в реальности он не являлся.

Заключительная иллюстрация выполнена в виде панорамы, на ней И. Кошаровский изображает два горящих Юнкерса Ю-87, скоро будет гореть и Хейнкель He-111 – именно здесь десантникам пригодились топоры.

В данном случае художник дает волю фантазии и приукрашивает события. В реальности на майкопском аэродроме, по данным разведки, находились 28 истребителей Ме-109, 4 бомбардировщика Ю-88, 3 транспортника Ю-52 и 4 самолета связи, а представленных художникам самолетов там не было.

В исторической литературе указывалось различное количество потерь немецких самолетов, так в книге Лисова И. И. «Десантники» приводиться 22 уничтоженных и 20 поврежденных самолетов. В книге Фуртатова В. М. «Огненные десанты» десантниками было сожжено уже 12 и повреждено 10 самолетов. В книге майкопского историка-краеведа Бормотова И. «В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс» 2010 приведены данные в 13 сожженных и 10 поврежденных машин, это результаты расшифровки фотоснимков сделанных советским самолетом-разведчиком. А в статье Феоктистова «Десант на майкопском аэродроме» приведены немецкие данные, согласно которым, в ночь с 23 на 24 октября на Майкопском аэродроме было уничтожено и серьезно повреждено три самолета, из них: истребитель Bf-109G2 из 4./JG 52 – степень повреждений 100%; транспортный самолет Ju-52 из I./KGrzbV172 – 100%; транспортный самолёт Ju-52 из Sanflugbereitschaft 17 – 30%.

Бой на аэродроме длился 30 минут, после чего уцелевшие десантники отошли в лес восточнее Майкопа. Через 9 дней 12 десантников во главе со старшиной П. М. Соловьевым вышли в район села Хамышки, где держала оборону советская часть. Еще через 22 дня туда же пробилась группа капитана А. П. Десятникова в составе 9 человек. Младший сержант И. М. Касьянов вышел в одиночку. В середине ноября 1942 года все вышедшие были вывезены самолетами в Сочи.

Список использованной литературы.

1. Бормотов И. В боях за Майкоп. Крах операции «Эдельвейс». Майкоп, 2010.

2. Лисов И. И. Десантники. М.: Воениздат, 1968.

3. ­­­Петров Б. В лучах прожекторов // Хочу всё знать. Ленинград, Детская литература, 1981

4. Сиджах Х. И. «Будем драться до последнего, а последний – до последней капли крови…»//Военно-исторический журнал, 2004. №6, с.22-24.

5. Феоктистов С. Десант на Майкопском аэродроме//Север, 2012 №5-6, с.10-15

6. Фуртатов В. М. Огненные десанты. М.: Воениздат, 1989.

Авторы: Храмцов А. В.,

Белоногова С. Е.