Новости музея
15.11.2017 18:15:00 Расплескалась синева по погонам 15 ноября, во Всероссийский день призывника, в Музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» прошло торжественное...
14.11.2017 17:45:00 Всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества 17 ноября 2017 года пройдет всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества. В...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ - 3
Рукава - Сергей Кокшаров.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



Крылатые танкисты


с 9 сентября 2017
Назад к списку

22-23 июня 2016 года на российских новостных сайтах появилось сообщение о формировании танковых подразделений в составе Воздушно-десантных войск ВС РФ. Командующий ВДВ генерал-полковник Владимир Анатольевич Шаманов сообщил Информационному агентству России «ТАСС», что к 1 декабря 2016 года во всех десантно-штурмовых бригадах ВДВ будут сформированы танковые роты, которые получат самую мощную технику, которая использовалась во время проведения Армейских международных игр (т. н. «Танковый биатлон»). Таким образом, танки были проверены в условиях игр, после чего должны будут поступить в войска. По словам В. А. Шаманова, танкисты для новых подразделений ВДВ прошли тренировки в учебных центрах своих военных округов. Причём, речи о парашютном десантировании танков не было, переброска подразумевалась посадочным способом.

1 декабря 2016 года в двух десантно-штурмовых дивизиях (7-й и 76-й) и четырёх десантно-штурмовых бригадах (11-й, 31-й, 56-й и 83-й) Воздушно-десантных войск РФ были сформированы отдельные танковые роты. На вооружение этих подразделений поступили основные танки Т-72Б3.

Танк Т-72Б3 83-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады ВДВ ВС РФ. Краснознамённый Восточный Военный округ, февраль 2017 года.

Но эти танковые подразделения не стали первыми в истории отечественных Воздушно-десантных войск.

К началу 1930-х годов советские военные специалисты давно изучали возможность переброски по воздуху танков и другой бронированной боевой техники. Наступательная доктрина Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) предусматривала высокую степень насыщения танками соединений отдельных родов войск. При планировании не обошли вниманием и ВДВ. Танковые подразделения в их составе должны были значительно увеличить ударную мощь и мобильность десанта после высадки.

18 марта (по другим данным – апреля) 1931 года пунктом III секретной директивы Штаба РККА № 1/013295 в Ленинградском военном округе был создан нештатный «Опытный воздухо-десантный отряд» (авиамотодесантный отряд). В структуру отряда, определённую директивой, вошла бронерота, в состав которой вошли несколько лёгких танков МС-1 и три бронеавтомобиля Д-8, переданные из состава 11-й стрелковой дивизии. Поскольку последние не могли перебрасываться по воздуху, вскоре их заменили на две танкетки Т-27 – маленькие компактные машины, лишённые вращающейся башни и вооруженные одним 7,62-мм пулемётом ДТ винтовочного калибра. Такие танкетки вначале предназначались для сопровождения пехоты, а впоследствии – для ведения разведки.

5 января 1932 года Реввоенсовет СССР обсудил вопрос «Об авиамотодесантном отряде Ленинградского военного округа». Было принято решение о формировании штатных авиамотодесантных отрядов в составе Белорусского, Украинского, Приволжского и Московского военных округов, а также Особой Краснознамённой Дальневосточной армии (ОКДВА). К марту 1933 года авиационные батальоны (отряды) особого назначения были сформированы во всех вышеперечисленных военных округах – 1-й (ПриВО), 2-й (г. Бобруйск, БелВО), 3-й (г. Житомир, УкрВО), 4-й (г. Люберцы, МВО). В 1933 году каждому из четырёх авиационных батальонов особого назначения ВВС РККА по штату полагалась рота танкеток Т-27.

Недостатки танкетки Т-27, главным из которых было отсутствие вращающейся башни, заставили уже в начале 1930-х годов заменить её специализированным разведывательным танком. В 1933 году на вооружение армии был принят малый плавающий танк Т-37А. В соответствии с традиционной советской концепцией разработки машин для ведения разведки он мог преодолевать на плаву водные преграды значительной ширины, для чего был оборудован гребным винтом, включающимся через трансмиссию. Первые машины этого типа поступили на вооружение 47-й авиабригады специального назначения (воздушно-десантной) Белорусского военного округа в 1936 году. Кроме того, в 1934 году к семейству Т-37А присоединился лёгкий плавающий танк Т-38, разработанный под руководством видного советского конструктора Николая Александровича Астрова. Танк в целом повторял компоновку своего предшественника, но стал заметно шире и ниже, что повысило его устойчивость на воде. Машины Т-37А и Т-38 приняли участие в проводимых в 1936 году уникальных опытах по сбрасыванию плавающих танков на воду с бреющего полета.

В 1932 году на вооружение ВВС РККА начали поступать тяжёлые бомбардировщики ТБ-3, которые обеспечивали подъём в воздух достаточно тяжёлых и крупноразмерных грузов и их перевозку на значительные расстояния. Высота стоек шасси этих самолетов делала возможной подвеску под их фюзеляжи артиллерийских орудий, некоторых типов бронеавтомобилей и даже танков.

В 1934 году в Особом конструкторском бюро (Осконбюро) под руководством конструктора Павла Игнатьевича Гроховского начались исследования возможности перевозки по воздуху лёгких танков тяжёлыми бомбардировщиками. Разрабатывались варианты доставки танков посадочным способом – о парашютном десантировании, учитывая развитие авиационной техники, в то время не смели даже мечтать.

Уже к 1935 году была отработана техника посадочного десантирования танкеток Т-27. Автором устройства, с помощью которого осуществлялась выброска, был А. Ф. Кравцов. С помощью этой системы танкетки могли не только десантироваться посадочным способом, но и сбрасываться на землю с малой высоты. Кроме неё, в середине 1930-х годов было разработано большое количество различных вариантов подвесок для самолётов ТБ-3. И уже в 1935 году во время учений Киевского военного округа (12-17 сентября 1935 года) самолётами было перевезено несколько лёгких танков. После посадки самолёта танкисты-десантники быстро отцепляли машину от бомбардировщика, заводили двигатель и шли в бой. 

Малый плавающий танк Т-37А на подвеске под бомбардировщиком ТБ-3.

Позже, в 1936 году, на Медвежьих Озёрах проходили опыты по сбросу в воду лёгких плавающих танков с низколетящих самолётов. Работы по проектированию подвески и механизма сброса вёл военный инженер Жозеф Яковлевич Котин – будущий Герой Социалистического Труда, конструктор танков и тракторов. Сброс техники производился с высоты 15-20 метров, но все три сброса не увенчались успехом – от удара о воду у танков проламывалось днище, и машины тонули. По другим данным – танк Т-37А (без экипажа) был сброшен на поверхность воды с высоты одного метра. Испытания в целом прошли успешно, но глубоко погрузившаяся при сбросе машина затонула из-за негерметизированных смотровых щелей. Как бы то ни было, дальнейшие эксперименты по сбросу техники на воду сочли ненужными. Но возможность посадочного десантирования осталась. Таким образом, лёгкие танки прижились в воздушно-десантных войсках.

К лету 1938 года было принято решение сформировать на базе имеющихся воздушно-десантных частей однотипные бригады с организационно-штатной структурой, схожей со структурой общевойсковых частей. Каждая воздушно-десантная бригада включала в себя один мотомеханизированный батальон (9 танков Т-37А или Т-38).

К началу 1940-х годов все описанные выше плавающие танки устарели и мало подходили даже для ведения разведки. Тонкая броня и совершенно неудовлетворительное вооружение Т-37 и Т-38 (один 7,62-мм пулемёт ДТ) заставили искать им замену. В 1939 году все тем же Н. А. Астровым был создан новый лёгкий танк, получивший обозначение Т-40. Он имел более мощное вооружение - 12,7-мм пулемет ДШКТ, надежно обеспечивавший поражение легкобронированных целей и спаренный с 7,62-мм пулеметом ДТ. В начале 1940 года было развернуто его серийное производство. Танки Т-40 стали основными плавающими разведывательными танками Красной Армии в начале Великой Отечественной войны, постепенно заменяя в танковых подразделениях воздушно-десантных войск устаревшие машины Т-37А и Т-38.

23 апреля 1941 года выходит совершенно секретное Постановление Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ВКП(б)) и Совета народных комиссаров СССР «О новых формированиях в Красной Армии» № 1112-459сс, в котором предписывалось сформировать к 1 июня 1941 года пять воздушно-десантных корпусов. Каждый воздушно-десантный корпус должен был иметь в своём составе танковый батальон, насчитывающий 50 танков Т-37А, Т-38 и Т-40. Всего к началу Великой Отечественной войны было создано пять воздушно-десантных корпусов (ВДК), из которых один дислоцировался в Латвии, три – на Украине и один – в Белоруссии.

В начальный период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) танки, входившие в состав ВДК, использовались в основном только для поддержки десантников и пехоты во время боя. Имея слабое бронирование и неудовлетворительные боевые качества, малые плавающие танки ВДВ РККА несли большие потери от огня немецкой противотанковой артиллерии и противотанкового вооружения немецкой пехоты.

Перевёрнутый танк Т-37А из состава танкового батальона 5-го ВДК. Даугавпилс, мост Единства, июнь-июль 1941 г.

Во время войны зафиксирован только один случай боевого применения танков ВДВ. Это произошло 4-5 октября 1941 года во время высадки посадочным способом 201-й и 10-й воздушно-десантных бригад 5-го ВДК на аэродромах в г. Орле и в Оптухе. Благодаря этому десанту были сорваны планы гитлеровского командования на брянско-московском направлении. Всего было высажено свыше 6000 десантников с двумя комплектами боеприпасов и вооружений, а также техника корпуса. В Журнале боевых действий 5-го ВДК в записи за 4 октября 1941 года упомянуты 4 танка Т-37. Далее говорится о том, что к 18:00 5 октября танковый батальон в составе 4 Т-37 и 70 человек личного состава был переброшен по воздуху на аэродром в Мценске. Таким образом, это единственное упоминание об участии танков в десанте, подкреплённое документальными источниками.

К началу 1942 года танковые подразделения в связи с реорганизацией воздушно-десантных корпусов танковые батальоны были расформированы. Тем не менее, в ходе войны снова была предпринята попытка ввести танки в состав частей ВДВ РККА. На сайте «Я помню», представляющем собрание интервью с ветеранами Второй мировой войны, есть воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Шлемы Исааковича Фогеля, который во время войны служил в должности начальника связи отдельного танкового батальона 5-й гвардейской воздушно-десантной бригады (1943-1944 гг.). Прибыв после окончания Ульяновского танкового училища связи в Главное Управление Связи Красной Армии (ГУС КА) в Москве, он получил это назначение в конце 1943 – начале 1944 годов. 5-я гвардейская воздушно-десантная бригада в этот период дислоцировалась под Наро-Фоминском.

На вопрос о создании танковых подразделений в воздушно-десантных бригадах в 1944 году, Ш. И. Фогель в своём интервью уточняет, что это был первый эксперимент с созданием танковых частей в ВДВ (очевидно, во время войны) и проводить его решили только 5-й ВДБр. В танковом батальоне, когда он туда прибыл, было всего два танкаТ-37, которые предполагалось десантировать с воздуха на специальных подвесках с помощью грузовых парашютов. Причём, Ш. И. Фогелю пришлось даже ехать на завод, где создавалась новая радиостанция для этих танков, способная выдержать удар о землю при десантировании и не выйти при этом из строя. В присутствии конструкторов радиостанцию бросали на пол с разных высот и проверяли потом, действует она или нет. Далее ветеран сообщает, что в 1944 году, видимо, так и не нашли технических возможностей для десантирования этих танков или сочли не целесообразным действовать в тылу противника на такой слабой во всех отношениях боевой технике. В итоге батальон был расформирован, а сам Ш. И. Фогель из ВДВ был направлен в танковые войска.

После Великой Отечественной войны вопрос о создании танковых подразделений в ВДВ долгое время не поднимался по причине отсутствия соответствующих самолётов, парашютных систем и парашютных платформ, позволяющих десантировать современные на тот момент танки весом 36-40 тонн.

О танках десантники вспомнили во время Афганской войны (1979-1989 гг.). Во время боёв 1980-1982 гг. имевшиеся на вооружении десантников авиадесантные самоходные установки АСУ-85, вооружённые 85-мм нарезной пушкой 2А15, показали недостаточную огневую мощь для боевой поддержки. Поэтому на основании директивы Генерального штаба ВС СССР от 2 октября 1982 года для повышения боевых возможностей находящейся в Афганистане 103-й гвардейской воздушно-десантной дивизии (ВДД) до 1 декабря 1982 года 62-й отдельный самоходный артиллерийский дивизион, входящий в состав дивизии, был переформирован в 62-й отдельный Келецкий танковый батальон (полевая почта 24838). На вооружении батальона находилось 15 средних танков Т-62 и 7 авиадесантных самоходных установок АСУ-85. Личный состав батальона составлял 185 военнослужащих: офицеров – 28, прапорщиков – 20, сержантов – 29, солдат – 108. В настоящее время имеются следующие сведения о боевых потерях 62-го ОТБ: один военнослужащий - прапорщик Д. В. Бойченко (погиб 8 апреля 1986 года) и один танк подорвался на мине.

Танк Т-62 из состава 62-го отдельного танкового батальона 103-й ВДД. Афганистан, вторая половина 1980-х гг.

С той же целью, что и в 103-й ВДД, прошло реформирование организационно-штатной структуры в 345-м гвардейском отдельном парашютно-десантном полку, в состав которого с целью повышения огневой мощи подразделений была включена танковая рота в составе 10 средних танков Т-62 (данные на лето 1988 года).

Не осталась в стороне и 56-я гвардейская отдельная десантно-штурмовая бригада Сухопутных войск ВС СССР. В 1983 году подразделениям 56-й ОДШБр для усиления был придан танковый взвод (3 танка Т-62) из состава танковой роты 191-го отдельного мотострелкового полка (ОМСП), находившейся в г. Газни. Танки вместе со штатной бронетехникой бригады осуществляли прикрытие автоколонн с продовольствием и боеприпасами.

Танк Т-62 из состава взвода танковой роты 191-го ОМСП, приданный подразделению 56-й ОДШБ. Афганистан, ущелье Вагджан, август 1983 г.

После окончания Афганской войны танковые подразделения в частях ВДВ были расформированы. Но уже во время Первой Чеченской войны (1994-1996 гг.) огневая мощь танков снова понадобилась соединениям и частям ВДВ, ведущим боевые действия на территории Чеченской Республики. Правда, в этот раз танки в штат не вводились. Во время боевых действий десантникам придавались танки из состава мотострелковых и танковых частей.

Командир танка, приданного 7-й гвардейской воздушно-десантной дивизии под Шатоем. Чеченская республика, весна 1995 г.

Вот один из примеров использования десантниками приданных танков. 28 декабря 1994 года у населённого пункта Алхан-Кала колонна 234-го гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, в состав которой входили 2 танка Т-72 из 141-го отдельного танкового батальона Северо-Кавказского военного округа, попала в засаду боевиков. Сразу были сожжены две автомашины, погибли 16 и получили ранения 6 бойцов, в том числе командир подразделения. Под шквальным огнём начальник штаба батальона гвардии майор Владимир Николаевич Колыбабинский не растерялся и принял командование на себя. Запрос артиллерийской поддержки ничего не дал – самоходные установки соединения ВДВ оказались нужнее на соседнем участке. Тогда гвардии майор В. Н. Колыбабинский принял решения незамедлительно атаковать противника. Приданный десантникам танк Т-72, наступавший на опорный пункт впереди всех, вдруг развернулся в 20 метрах от позиции боевиков и уехал обратно. Оказалось, у командира танкового взвода лейтенанта Николая Васильевича Ростовского 27 декабря поменяли экипаж: пришли молодые солдаты, и, когда боевая машина пошла в атаку, выяснилось, что наводчик-оператор не умеет стрелять. Тогда командир машины отогнал её в овраг и сам сел на место наводчика. С начала атаки прошло 15 минут, но за это время чеченские гранатомётчики сожгли 2 боевых машины десанта (БМД). Подоспевший лейтенант Н. В. Ростовский метким выстрелом с ходу подбил неприятельскую боевую машину пехоты (БМП). Следующим снарядом он поразил скопление боевиков. В этот момент в танк попала противотанковая управляемая ракета (ПТУР). Выскочив вместе с экипажем из горящего танка, лейтенант Н. В. Ростовский открыл огонь из автомата, но вскоре получил смертельные ранения и скончался на поле боя. Впоследствии ему посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации.

Таким образом, история отечественных Воздушно-десантных войск имеет много примеров боевого использования танков во время различных войн и локальных конфликтов.

Список источников, литературы и интернет-ресурсов.

1. 62 ОТБ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://desantura.ru/forum/forum3/topic1901/

2. 345-й гвардейский парашютно-десантный полк [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/345-й_гвардейский_парашютно-десантный_полк

3. Алехин Р. В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта. — М.: Эксмо, 2009.

4. КНИГА ПАМЯТИ о советских войнах, погибших в Афганистане. В двух томах. Том 1 А – Л. Москва, Военное издательство, 1995.

5. ВДВ получит самые мощные танки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/23/vdv-poluchit-samye-moshchnye-tanki.html

6. Владимир Николаевич Колыбабинский [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zergulio.livejournal.com/2886776.html

7. Журнал боевых действий 5-го воздушно-десантного корпуса. Период с 08.10.1941 г. по 06.11.1942 г. Архив ЦАМО, Фонд 1035, Опись 1, Дело 1. // Сайт «Память народа 1941-1945».

8. Зачем ВДВ танки [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://www.gazeta.ru/army/2016/06/22/8322239.shtml

9. Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

10. ОТДЕЛЬНЫЙ ДИВИЗИОН САУ [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://club.desantura.ru/group/55/forum/17385/

11. Отдельные танковые роты в Воздушно-десантных войсках [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bmpd.livejournal.com/2502359.html

12. Фогель Шлема Исаакович [Электронный ресурс]. Режим доступа:

https://iremember.ru/memoirs/svyazisti/fogel-shlema-isaakovich/

13. Aletum – Есть такое слово дшб [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artofwar.ru/t/tumaha_a_s/text_0460.shtml

14. Aletum – Война глазами ротного [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://artofwar.ru/t/tumaha_a_s/text_0860.shtml

Автор: А. С. Мамакин, старший научный сотрудник