Новости музея
19.09.2018 00:01:00 «Взаимодействие-2013» 20–26 сентября 2013 года подразделения ВДВ Российской Федерации приняли участие в учении Коллективных сил оперативного...
16.09.2018 00:01:00 Фотография «Командование 345-го отдельного гвардейского парашютно-десантного полка». Из собрания музея В коллекции музея хранится фотография, на которой запечатлены офицеры командования 345-го парашютно-десантного полка во время...
13.09.2018 07:00:00 Первое массовое десантирование. День в истории ВДВ 14 сентября 1935 года на учении Киевского военного округа, получившем название «Большие Киевские манёвры», было произведено...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ -2
Русскому солдату - Борис Галкин.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



К 75-летию начала Вяземской воздушно-десантной операции. Знаменский десант. Часть 1.


с 18 января 2017
Назад к списку

С целью содействия наступлению 1-го гвардейского кавалерийского корпуса, обеспечения продвижения 33-й армии в западном направлении и оказания помощи войскам в окружении юхновской группировки противника командование Западного фронта приняло решение высадить десант в 40 км юго-восточнее Вязьмы, к северу от Варшавского шоссе, в районе Знаменка, Желанье, Луги. Для участия в операции привлекались 1-й и 2-й батальоны 201-й воздушно-десантной бригады и 250-й стрелковый (воздушно-десантный) полк майора Н. Л. Солдатова (из состава 82-й мотострелковой дивизии). Подготовку к боевым действиям планировалось закончить к 17 января 1942 года.

Высадка в районе Знаменки и Желанье 18–22 января 1942 года

Разработка и организация десантирования возлагались на штаб военно-воздушных сил фронта. Для непосредственного руководства и управления была создана оперативная группа, которую возглавил командующий ВВС фронта генерал-майор авиации Н.Ф. Науменко.

Десантная операция должна была пройти в три этапа:

1. Выброска парашютного десанта, захват и удержание Знаменского аэродрома и прилегающего к нему района для приема посадочного десанта;

2. Высадка на захваченный аэродром через 2,5 часа стартовой команды, которая организует прием посадочного десанта;

3. Через 30 минут прием стартовой командой первой группы посадочного десанта. Во избежания скопления авиационной техники на аэродроме десант транспортируется группами по 2—3 самолета.

Для десантирования привлекался 21 самолет ПС-84, а для перевозки 45-мм противотанковых орудий выделялись 3 бомбардировщика ТБ-3 из состава 23-й авиадивизии. Вся техника и вооружение сосредоточивались накануне взлета на аэродроме Внуково.

Намеченное на 17 января десантирование не состоялось: нависли облака, посыпал снег. Взлет перенесли на 3 часа ночи 18 января. В 3:35 на 16 самолетах в воздух поднялся 2-й батальон капитана Н.Е. Калашникова и две роты 1-го батальона капитана И.А. Суржика 201-й воздушно-десантной бригады. К 9 часам районе Знаменка, Желанье было высажено 452 парашютистов. Погода вновь ухудшилась. Поэтому лишь вечером взлетели еще 10 самолетов, но из-за неблагоприятной погоды часть из них вернулась. Удалось высадить только 190 человек. Всего к 8 часам 19 января было выброшено 642 человека. (55 офицеров, 120 младших командиров и 467 человек рядового состава). На вооружении они имели 256 винтовок, 325 автоматов, 33 ручных пулемета, 10 минометов, 5 ПТР, 7 раций и 350 кг взрывчатки. После приземления первая группа десантников сосредоточилась в районе Желанье. Капитан И. А. Суржик, возглавивший отряд из двух батальонов, организовал круговую оборону, установил связь с партизанским отрядом А.А. Петрухина, выслал разведку. В тот же день была предпринята атака с целью захвата аэродрома. Но эта попытка не увенчалась успехом. Подходы к Знаменке были сильно укреплены. Выход из положения подсказали партизаны: в полутора километрах к югу от Знаменки находился полевой аэродром. Сюда с 17:30 до 17:50 18 января приземлились 4 самолета ПС-84 с 65 человеками из состава стартовой команды. К этому моменту снежный покров достигал 50-60 см, поэтому, а также вследствие неблагоприятной погоды посадочный десант был задержан.

Продолжение следует...

Автор: Храмцов А.В., ведущий научный сотрудник экспозиционно-выставочного отдела УГВИМ.