45 лет назад – 23 января 1976 года – на парашютодроме 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Кислово была успешно испытана однокупольная парашютно-реактивная система «Реактавр» (реактивный кентавр). Система имела только один купол площадью 540 квадратных метров (предыдущая система «Кентавр» имела пять куполов по 760 квадратных метров), блок из трёх двигателей мягкой посадки и два пенопластовых амортизационных бруса под днищем боевой машины.
БМД-1, снаряжённая для десантирования.
Скорость снижения груза на этой системе достигала 20-25 м/с (примерно в 3 раза выше, чем на парашютно-платформенной системе), а у самой земли за счет работы реактивной тормозной двигательной установки снижалась почти до нуля. Это увеличивало точность десантирования. Парашютно-реактивная система, смонтированная на боевой машине десанта (БМД-1), составляла меньшую долю десантируемого моногруза, как по массе, так и по габаритам, что в целом позволяло в составе одного воздушного эшелона десантировать больше грузов. Кроме того, боевая машина десантировалась с повышенным количеством боеприпасов и топлива. После приземления парашютно-реактивная система не оставляла вокруг машины огромных полотнищ парашютов, нередко мешавших ей начать движение.
ПРС «Реактавр» предусматривала десантирование техники вместе с двумя членами экипажа.
Положение члена экипажа при десантировании на «Реактавре».
Первыми испытателями стали офицеры научно-технического комитета ВДВ: майор Александр Маргелов (наводчик-оператор) и подполковник Леонид Щербаков (механик-водитель). При этом Александр Маргелов уже имел опыт десантирования на многокупольной системе «Кентавр».
Десантирование производилось из самолёта Ил-76. Когда вытяжной парашют вырвал машину из самолёта, её перевернуло на 120–135 градусов, и члены экипажа оказались вниз головами, испытав при этом состояние невесомости. При срабатывании тормозного реактивного двигателя испытатели перенесли большие перегрузки.
Десантирование техники на парашютно-реактивной системе.
Несмотря на то, что ветер снёс боевую машину на твёрдую заледенелую дорогу, приземление произошло штатно.
Сослуживцы горячо встретили героев. Медики замерили пульс: он зашкаливал за 160 ударов в минуту, температура тела десантников была за 38 градусов, давление запредельное. Спустя час после приземления эти параметры вошли в норму.
Над проектом работали специалисты Московского агрегатного завода «Универсал», создавшие системы десантирования для «Кентавра» и «Реактавра» (главный конструктор Алексей Привалов); Главного научно-исследовательского института авиационной и космической медицины (начальник института генерал-майор медицинской службы Николай Рудный), определившие предельные перегрузки для испытателей; завода «Звезда» (главный конструктор Гай Северин), разработавшие специальные кресла «Казбек-Д».
Программой руководил командующий ВДВ генерал армии Василий Филиппович Маргелов.
Командующий ВДВ генерал-армии В. Ф. Маргелов поздравляет своего сына капитана А. В. Маргелова с успешным завершением испытательного десантирования.
На вооружение были приняты следующие модификации:
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-915 (для БМД-1).
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-925 (для БТР-Д).
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-916 (для БМД-2).
- Парашютно-реактивная система ПРСМ-926 (для 2С9 «НОНА»).
Полётная масса машины с ПРСМ-925 составляла 8000-8800 кг.
Высота десантирования над площадкой приземления – 500-1500 м.
Высота площадки приземления над уровнем моря – до 2500 м.
Вертикальная скорость снижения на основном парашюте при температуре воздуха у земли от –50 до +50 градусов, – 23 м/с.
Диапазон температур заряда и воздуха – от-50 до+50 градусов Цельсия.
Номинальная скорость приземления машины – 3,5-5,5 м/с.
Максимальная (допустимая при сбрасывании) скорость ветра у земли – до 10 м/с.
Спустя 20 лет после этого события, в августе 1996 года Александру Маргелову и Леониду Щербакову за проявленные мужество и героизм было присвоено звание Героя Российской Федерации.
Подполковник Леонид Иванович Щербаков.
Капитан Александр Васильевич Маргелов.
В настоящее время на вооружении российских десантников стоят парашютные системы и боевая техника, позволяющие десантировать в боевой машине полностью экипаж. И это могут делать до сих пор только российские десантники.
Подготовил: И. А. Лындин