27 августа – 1 сентября 1974 года на базе 104-й воздушно-десантной дивизии под командованием генерала армии В. Ф. Маргелова состоялись сборы руководящего состава ВДВ с проведением опытного тактического учения, на котором впервые было десантировано 108 объектов тяжёлой техники, в том числе 122-мм гаубицы Д-30 с двумя членами экипажа в кабине совместного десантирования.
Первыми в воздушно-десантных войсках совместно с техникой десантировались десантники артиллерийского полка дивизии гвардии сержант С. М. Кольцов и гвардии ефрейтор Г. В. Козьмин.
Потребность создания комплекса совместного десантирования (КСД) была вызвана необходимостью повышения оперативности при подготовке боевой техники к действию после приземления. При раздельном десантировании экипаж покидает самолёты уже после своих боевых машин или артиллерийских орудий, наблюдая за их движением в полёте. Однако, в этом случае, после приземления десантники оказываются разбросанными в радиусе нескольких километров от машины и, соответственно, тратят очень много времени на её поиск и подготовку к движению.
КСД разработали в конструкторском бюро Московского агрегатного завода «Универсал», многолетним головным разработчиком средств десантирования техники ВДВ.
Орудие и четырёхместная кабина для расчёта была установлена на платформе П-7 с многокупольной парашютной системой МКС-5-128М. На этой платформе десантировались также БМД-1, БТР-Д и машины на их базе, автомобили УАЗ-450, УАЗ-452, УАЗ-469, ГАЗ-66, артиллерийские системы СД-44, ЗУ-23, различные боеприпасы и грузы снабжения из самолётов Ан-12Б (с роликовым транспортером), Ан-22 (с рольганговым оборудованием и центральным монорельсом).
Комплект П-7 состоял из собственно грузовой платформы, автоматических устройств, деталей швартовки (металлические тросы, замки, серьги, зажимы, накаты и т. д.) и маркерного радиопередатчика Р-128, включаемого шнуром при срабатывании парашютной системы. Основание грузовой платформы представляло собой алюминиевую раму клепаной конструкции, обшитую сверху листами. По бокам П-7 монтировались откидные панели, служившие для установки платформы на роликовые дорожки или ролики транспортера в грузовой кабине самолета, удерживающие в сложенном положении амортизаторы, а после приземления – помогавшие удержать платформу от опрокидывания.
Кроме того, грузовая платформа включала тросы подвесной системы, рамы подвески, тросы расчековки панелей и откидных направляющих роликов, стопорные замки, пружинные компенсаторы, три сдвоенных воздушных амортизатора, откидные направляющие ролики (для крепления к монорельсу в самолёте Ил-76 или Ан-22), замки крепления к транспортеру (для Ан-12Б), механизм включения ЗКП, съёмный колесный ход и поводок для буксировки.
Колёсный ход, кроме счетверенных передних и сдвоенных задних колёс, включал также боковые колёса: их использование зависело от загрузки платформы. Автоматические устройства включали замок крепления платформы ЗКП, узел автоотцепки и дистанционную пиротехническую трубку ТМ-24Б. Собственная масса платформы П-7 на колесах – 1350 кг, габариты – 4216х 3194x624 мм (на колесах).
Многокупольная парашютная система МКС-5-128М допускает максимальную высоту сбрасывания до 8000 м, поскольку может вводиться в действие с длительной задержкой в раскрытии куполов основных парашютов. Её вытяжная парашютная система ВПС-12130 включает поддерживающий крестообразный парашют, в систему включён стабилизирующий парашют для обеспечения стабилизированного снижения платформы со скоростью 40–50 м/с, а каждый из пяти основных парашютов, кроме купола площадью 760 м² (купола парашютов – капроновые), включает тормозной площадью 20 м², а также дополнительное звено, соединенное с автоотцепкой АД-47У. Работа этой системы складывается из следующих этапов:
– извлечение парашютной платформы с грузом из самолета вытяжным парашютом и введение в действие стабилизирующего парашюта;
– снижение парашютной платформы на стабилизирующем парашюте и зарифованных основных куполах;
– отсоединение стабилизирующего парашюта, введение в действие основных парашютов, наполнение их воздухом и снижение платформы на них;
– в момент касания платформой земли купола основных парашютов отсоединяются от груза с помощью автоотцепки АД-47У.
В снижении откидные панели платформы раскладываются, отпуская амортизаторы, которые под действием тяжести нижнего основания расправляются и через клапаны наполняются встречным потоком воздуха. При приземлении смятие оболочек амортизаторов и стравливание воздуха через клапаны обеспечивает поглощение значительной части энергии удара.
Экспериментальное совместное десантирование артиллерийского орудия и личного состава прошло успешно. Но в дальнейшем от подобной схемы отказались: конструкция КСД не позволяла при необходимости нормально покинуть комплекс в воздухе: внизу на металлических тросах в произвольных направлениях «ходили» балки-лыженыши, которые были нужны для загрузки комплекса в самолёт и выхода из него. Однако до перехода всей артиллерии ВДВ на базы БМД-1 и десантного бронетранспортера БТР-Д в КСД десантировались артиллерийские орудия совместно с расчётами из четырёх человек.
Подготовил: И. А. Лындин.