Новости музея
15.11.2017 18:15:00 Расплескалась синева по погонам 15 ноября, во Всероссийский день призывника, в Музее воздушно-десантных войск «Крылатая гвардия» прошло торжественное...
14.11.2017 17:45:00 Всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества 17 ноября 2017 года пройдет всероссийская акция, посвященная 110-летию Императорского Русского военно-исторического общества. В...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



День парашютиста. День в истории


с 25 июля 2017
Назад к списку

26 июля в России отмечается День парашютиста – неофициальный праздник советских и российских профессионалов и любителей парашютизма.

Несмотря на то, что с 1929 года парашюты стали составной частью обязательного снаряжения лётных экипажей, массового доверия к ним не было и спустя год. Нужна была яркая демонстрация надёжности парашюта. 3 июля 1930 года Главнокомандующий военно-воздушными силами Рабоче-крестьянской Красной армии (ВВС РККА) П. И. Баранов издал приказ № 0476 о проведении в Воронеже первого учебно-тренировочного сбора по прыжкам с парашютом на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады. Пётр Ионович вызвал комбрига Леонида Григорьевича Минова и возложил на него эту важную задачу. Выбор Минова руководителем сбора был неслучаен. В 1929 году тот в составе советской торговой организации «Амторг» посетил завод компании «Ирвин», где ознакомился с выпускаемыми заводом спасательными парашютами и совершил несколько прыжков. После возвращения в СССР Минов был назначен на должность инструктора по парашютной подготовке ВВС РККА и к лету 1930 года провёл теоретическую подготовку для 30 добровольцев 11-й авиационной бригады Московского военного округа.

Сбор проводился 26 – 29 июля 1930 года и ходе него впервые в СССР были совершены групповые прыжки с парашютом с самолёта.

Как вспоминал Л. Минов, 26 июля участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Григорьевичу предстояло выполнить показательный прыжок перед лётным составом авиабригады.

«Мой прыжок действительно удался, – рассказывал Минов в своих воспоминаниях. – Приземлился я легко, недалеко от зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек».

Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днём рождения советского парашютного спорта.

Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло – его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие лётчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, лётчики И. Поваляев, И. Мухин. В ходе сборов количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании «Ирвин».

Прыжки совершались с двухмоторного самолёта «Фарман-Голиаф» 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.


Во время проведения этих сборов снимался документальный учебный фильм «Парашют». Впоследствии этот фильм на многие годы стал наглядным учебным пособием при подготовке парашютистов.

По итогам сборов начальник ВВС РККА командарм 2-го ранга П. Баранов предложил Минову подготовить группу парашютистов для совершения группового прыжка, после чего пояснил: «...Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы военных парашютистов для диверсионных действий на территории «противника» ...»


Комбриг Леонид Григорьевич Минов и его помощник старший лётчик Яков Давидович Мошковский с энтузиазмом восприняли предложение начальника ВВС. Из числа наиболее опытных «курсантов» они отобрали десять добровольцев и провели с ними занятия: парашютные тренировки, подготовка оружия к десантированию, определение порядка взлёта и выполнения полёта и другое. Подготовка к проведению десантной операции была закончена к исходу 31 июля. Так как грузоподъёмность самолёта «Фарман F-62 «Голиаф»» не позволяла брать на борт более семи человек, было принято решение произвести десантирование в два этапа, для чего группа была разбита на две подгруппы, одну из которых возглавил Минов лично. Вторую подгруппу возглавил Мошковский. Грузы (вооружение и боеприпасы) было решено выбросить с трёх самолётов-разведчиков Р-1 на грузовых парашютах.

2 августа 1930 года, в 9 часов утра, самолёт Фарман F-62 «Голиаф» с семью десантниками (первая подгруппа и Мошковский) на борту поднялся в воздух. Условия для десантирования были приемлемые – скорость ветра у земли составляла 8 метров в секунду. Над хутором Клочково (два километра от аэродрома, в пределах прямой видимости) с высоты 350 метров первая подгруппа с интервалом в две секунды была десантирована на площадку размером 600 на 800 метров. Все десантники покинули борт в течение пяти секунд. Яков Мошковский остался в самолёте с целью точного установления точки выброски второй подгруппы.

Тем временем первая подгруппа приземлилась на окраине хутора и быстро собралась возле Минова. В момент выброски десантники были вооружены наганами и ручными гранатами. Практически сразу над точкой выброски прошли три самолёта Р-1, которые с высоты 150 метров сбросили два мягких почтовых мешка и четыре полутяжёлых короба конструкции Н. П. Благина, в которых находилось длинноствольное оружие (в том числе два ручныx пулемёта «льюис»), снаряжение и боеприпасы, необходимые для выполнения боевой задачи.

Вернувшийся на аэродром «Фарман F-62 «Голиаф»» забрал остальных участников десанта и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую подгруппу над площадкой десантирования. Приземление второй волны десанта произошло в непосредственной близости от того места, где в это время находилась первая подгруппа. Ещё через несколько минут десантники собрались вместе, привели оружие в боевую готовность и выдвинулись в назначенный район, где их ждал грузовик, который доставил парашютистов на аэродром. 3адача первого воздушного десанта была выполнена полностью.

Участники первого в истории вооружённого парашютного десанта Минов, Мошковский, Егоров, 3ахаров, Коваленков, Кухаренко, Мухин, Поваляев, Пойдус, Филиппов, Фрейман, Черкашин на деле доказали возможность парашютного десантирования вооружённых бойцов, что дало основание о принятии решения о формировании первых воздушно-десантных подразделений в мире.

2 августа считается днём рождения Воздушно-десантных войск России.


Автор статьи: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник