Новости музея
25.06.2017 12:00:00 50 лет первому берету ВДВ СССР 30 июня 2017 года является знаменательным днём для истории Воздушно-десантных войск России. Именно в этот день - 30 июня 1967 года...
22.06.2017 15:30:00 «Аты-баты, шли солдаты...» Ровно семьдесят шесть лет назад по радио впервые прозвучали слова: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ -2
Русскому солдату - Борис Галкин.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



105 лет назад, 6 (19) июня 1912 года был успешно испытан первый в мире ранцевый парашют РК-1 (русский, Котельникова 1-я модель)


с 19 июня 2017
Назад к списку


До Глеба Евгеньевича Котельникова для спасения лётчиков были придуманы специальные длинные «зонты», которые в сложенном виде закреплялись на самолёте. Конструкция была очень ненадёжна, «зонты» сильно увеличивали вес самолёта, поэтому использовали их крайне редко. Котельников изобрёл совершенно новую конструкцию – ранцевый парашют свободного действия, который лётчик мог взять с собой в кабину. Это был первый в мире авиационный ранцевый парашют. Изобретатель назвал его РК-1 (русский, Котельникова, 1-я модель). Создавая свою конструкцию, Котельников ввёл важное усовершенствование: разделил стропы на две группы. Человек подвешивался к парашюту не в одной, как делали это до Котельникова, а в двух точках, в результате чего удар при раскрытии парашюта распределялся более равномерно.

В ноябре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать своё изобретение в России, однако патент не получил. Ему было выдано лишь охранное свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». Но охранное свидетельство означало, что заявка принята к рассмотрению, и фиксировало приоритет. Однако русский патент на первый ранцевый парашют так и не был получен. Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение Котельников предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612.

Несмотря на гениальность этого изобретения, ранцевый парашют был холодно принят руководством Русской императорской армии.

После испытания в октябре 1911 года куклы с моделью парашюта «РК-1» в 1/10 натуральной величины Глеб Евгеньевич отправился в военное министерство, откуда был направлен в Главное военно-инженерное управление. Во время рассмотрения изобретения Котельникова, председательствующий на заседании технической комиссии генерал-майор А. М. Кованько (изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы) задал изобретателю вопрос: «Что будет с вашим спасающимся, выпрыгнувшим из аэроплана, когда парашют раскроется? Благополучно ли он опустится на землю? А не приходило ли вам в голову, что ему тогда уже незачем будет спасаться, так как от удара при раскрытии парашюта у него оторвутся ноги?»

«Я был поражён. Такого возражения я никак не ожидал, – пишет в своей книге «Парашют» Котельников. – Мне пришлось объяснить, что этот удар воздуха в купол парашюта будет сильным только тогда, когда парашют за что-либо зацепится. Парашют раскрывается постепенно, а поэтому удар смягчается…

Доклад мой окончился благополучно, и мой ранец-парашют был даже одобрен, но… все-таки его отклонили "за ненадобностью"».

Но изобретатель не сдался. В 1912 году ему удалось найти спонсора – богатого российского предпринимателя Вильгельма Августовича Ломача, производившего и торговавшего авиационным снаряжением. С его помощью Котельников смог сделать первый экземпляр РК-1. К июню 1912 года с большим трудом удалось добиться разрешения официальных испытаний ранца-парашюта в лагере воздухоплавательного парка в деревне Салюзи (ныне – Котельниково), близ Гатчины.

«6/19 июня 1912 года мы должны были сбросить манекен со змейкового аэростата, поднятого на высоту около двухсот метров. Но спустить манекен с аэроплана нам запретили, – вспоминает Котельников. – Мы сделали куклу-манекен и набили её сеном с песком, так что она имела средний вес человека…


Я распорядился поставить манекен у борта корзины аэростата и пропустил ему подмышками верёвку – на ней он должен был висеть при подъёме. Рвущийся от затвора ранца шнур я привязал к одному из колец, на которых была подвешена корзина.

Корзина плавно отделилась от земли, унося на своём борту манекен с надетым на него ранцем…

Вдруг раздался троекратный сигнал рожка – и манекен отделился от корзины.

Спуск манекена на парашюте РК-1 (фото Г. Е. Котельникова).

Так как ветра почти не было, то парашют отнесло недалеко, и я успел его сфотографировать ещё в полете. Приземление парашюта было очень красивым: манекен стал ногами на траву и стоял так несколько мгновений, пока из-под купола парашюта не вышел воздух. Тогда он мягко лёг набок, и парашют медленно накрыл его.

Скорость спуска парашюта оказалась очень небольшой – всего 1,7 метра в секунду. Это произошло, вероятно, потому, что воздух был сильно нагрет и подымался от земли, то есть парашют попал в "восходящее течение", как говорим мы теперь».


В сентябре 1912 года в Гатчине и Севастополе были произведены выброски груза с самолёта на парашюте РК-1. Испытания прошли успешно. Но прыгать самому Котельникову было запрещено. Лишь 5 января 1913 года во французском городе Руан состоялся первый прыжок человека с ранцевым парашютом РК-1. Совершил его с моста через Сену высотой 53 метра российский студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский.

Автор статьи: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник