Новости музея
18.09.2017 10:00:00 Секретный кейс найден! Девять смелых бойцов вступили в ряды настоящих разведчиков. Вместе со своим командиром Иваном, который отметил семилетие в нашем...
15.09.2017 14:00:00 В Музее ВДВ «Крылатая гвардия» презентована новая выставка! 14 сентября в Музее ВДВ «Крылатая гвардия» прошла презентация выставки «Город в огне» (Екатеринбург в годы Революции и...
13.09.2017 00:01:00 Первый в мире массовый десант. Памятный день истории ВДВ 14 сентября 1935 года на учении Киевского военного округа, получившем название «Большие Киевские манёвры», было произведено...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ - 3
Десант - Анатолий Меринов.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



105 лет назад, 6 (19) июня 1912 года был успешно испытан первый в мире ранцевый парашют РК-1 (русский, Котельникова 1-я модель)


с 19 июня 2017
Назад к списку


До Глеба Евгеньевича Котельникова для спасения лётчиков были придуманы специальные длинные «зонты», которые в сложенном виде закреплялись на самолёте. Конструкция была очень ненадёжна, «зонты» сильно увеличивали вес самолёта, поэтому использовали их крайне редко. Котельников изобрёл совершенно новую конструкцию – ранцевый парашют свободного действия, который лётчик мог взять с собой в кабину. Это был первый в мире авиационный ранцевый парашют. Изобретатель назвал его РК-1 (русский, Котельникова, 1-я модель). Создавая свою конструкцию, Котельников ввёл важное усовершенствование: разделил стропы на две группы. Человек подвешивался к парашюту не в одной, как делали это до Котельникова, а в двух точках, в результате чего удар при раскрытии парашюта распределялся более равномерно.

В ноябре 1911 года Котельников попытался зарегистрировать своё изобретение в России, однако патент не получил. Ему было выдано лишь охранное свидетельство на «спасательный ранец для авиаторов с автоматически выбрасываемым парашютом». Но охранное свидетельство означало, что заявка принята к рассмотрению, и фиксировало приоритет. Однако русский патент на первый ранцевый парашют так и не был получен. Вторую попытку зарегистрировать своё изобретение Котельников предпринял уже во Франции, получив 20 марта 1912 года патент за № 438 612.

Несмотря на гениальность этого изобретения, ранцевый парашют был холодно принят руководством Русской императорской армии.

После испытания в октябре 1911 года куклы с моделью парашюта «РК-1» в 1/10 натуральной величины Глеб Евгеньевич отправился в военное министерство, откуда был направлен в Главное военно-инженерное управление. Во время рассмотрения изобретения Котельникова, председательствующий на заседании технической комиссии генерал-майор А. М. Кованько (изобретатель и пилот-аэронавт, начальник Учебного воздухоплавательного парка и Офицерской воздухоплавательной школы) задал изобретателю вопрос: «Что будет с вашим спасающимся, выпрыгнувшим из аэроплана, когда парашют раскроется? Благополучно ли он опустится на землю? А не приходило ли вам в голову, что ему тогда уже незачем будет спасаться, так как от удара при раскрытии парашюта у него оторвутся ноги?»

«Я был поражён. Такого возражения я никак не ожидал, – пишет в своей книге «Парашют» Котельников. – Мне пришлось объяснить, что этот удар воздуха в купол парашюта будет сильным только тогда, когда парашют за что-либо зацепится. Парашют раскрывается постепенно, а поэтому удар смягчается…

Доклад мой окончился благополучно, и мой ранец-парашют был даже одобрен, но… все-таки его отклонили "за ненадобностью"».

Но изобретатель не сдался. В 1912 году ему удалось найти спонсора – богатого российского предпринимателя Вильгельма Августовича Ломача, производившего и торговавшего авиационным снаряжением. С его помощью Котельников смог сделать первый экземпляр РК-1. К июню 1912 года с большим трудом удалось добиться разрешения официальных испытаний ранца-парашюта в лагере воздухоплавательного парка в деревне Салюзи (ныне – Котельниково), близ Гатчины.

«6/19 июня 1912 года мы должны были сбросить манекен со змейкового аэростата, поднятого на высоту около двухсот метров. Но спустить манекен с аэроплана нам запретили, – вспоминает Котельников. – Мы сделали куклу-манекен и набили её сеном с песком, так что она имела средний вес человека…


Я распорядился поставить манекен у борта корзины аэростата и пропустил ему подмышками верёвку – на ней он должен был висеть при подъёме. Рвущийся от затвора ранца шнур я привязал к одному из колец, на которых была подвешена корзина.

Корзина плавно отделилась от земли, унося на своём борту манекен с надетым на него ранцем…

Вдруг раздался троекратный сигнал рожка – и манекен отделился от корзины.

Спуск манекена на парашюте РК-1 (фото Г. Е. Котельникова).

Так как ветра почти не было, то парашют отнесло недалеко, и я успел его сфотографировать ещё в полете. Приземление парашюта было очень красивым: манекен стал ногами на траву и стоял так несколько мгновений, пока из-под купола парашюта не вышел воздух. Тогда он мягко лёг набок, и парашют медленно накрыл его.

Скорость спуска парашюта оказалась очень небольшой – всего 1,7 метра в секунду. Это произошло, вероятно, потому, что воздух был сильно нагрет и подымался от земли, то есть парашют попал в "восходящее течение", как говорим мы теперь».


В сентябре 1912 года в Гатчине и Севастополе были произведены выброски груза с самолёта на парашюте РК-1. Испытания прошли успешно. Но прыгать самому Котельникову было запрещено. Лишь 5 января 1913 года во французском городе Руан состоялся первый прыжок человека с ранцевым парашютом РК-1. Совершил его с моста через Сену высотой 53 метра российский студент Петербургской консерватории Владимир Оссовский.

Автор статьи: Игорь Лындин, ведущий научный сотрудник