Новости музея
19.10.2017 11:00:00 Поздравляем с днём рождения генерального директора музея А. В. Сергеева! Сегодня день рождения отмечает генеральный директор государственного бюджетного учреждения культуры Свердловской области...
14.10.2017 18:00:00 Все ключи найдены, шифровки разгаданы! 14 октября ребята из воскресной школы при Храме Рождества Христова (г. Екатеринбург) побывали на выставке «Город в огне»...
13.10.2017 17:00:00 Акция «День в музее для российских кадет 13 октября в Свердловской области во второй раз прошла Всероссийская акция «День в музее для российских кадет», в рамках...
Все новости нашего музея
Наше творчество
Солдаты ВДВ -2
Не пройдет и полгода - Владимир Мезенцев.mp3
Все творчество
Мы в cоциальных сетях
ВКонтакте Одноклассники Facebook Twitter Youtube Instagram Google +

Отзывы о нас на Flamp Отзывы о нас на Tripadvisor



1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия в войне с Японией


с 8 августа 2017
Назад к списку

В ночь на 9 августа 1945 года СССР вступил в войну против Японии. Во время войны с Японией силами Красной Армии было высажено более 20 воздушных десантов численностью 17 тысяч человек в центральных городах Маньчжурии, на Ляодунском полуострове, в Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. В составе десантов не было военнослужащих ВДВ РККА. Их функции выполняли общевойсковые части и подразделения – от разведчиков до сапёров. Но, тем не менее, десантники приняли участие в Советско-японской войне. В составе 18-го гвардейского стрелкового корпуса (далее – 18-й гв. СК) 53-й армии Забайкальского фронта в боевых действиях участвовала 1-я гвардейская воздушно-десантная Звенигородско-Бухарестская ордена Суворова дивизия (далее – 1-я гв. ВДД). Как и на Западе, в войне с Японией десантники воевали как обычная пехота.

 

Историческая справка: 1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия была сформирована приказом от 8 декабря 1942 года на базе управления 4-го воздушно-десантного корпуса 2-го формирования и 1-й воздушно-десантной бригады. Всю войну дивизия вела боевые действия как пехотное соединение. В составе 68-й, 34-й, 37-й и с января 1944 года 53-й армий дивизия участвовала в боях в районе Старой Руссы, на криворожском и кировоградском направлениях (октябрь - декабрь 1943 г.), в Корсунь-Шевченковской, Уманско-Ботошанской, Ясско-Кишинёвской, Дебреценской, Будапештской, Братиславско-Брновской и Пражской наступательных операциях. За боевые заслуги была удостоена почётных наименований «Звенигородская» (февраль 1944 г.) и «Бухарестская» (сентябрь 1944 г.), награждена орденом Суворова 2-й степени; свыше 15 тысяч её воинов были награждены орденами и медалями, 21 удостоены звания Героя Советского Союза.

 

На момент окончания Великой Отечественной войны 1-й гв. ВДД командовал участник Гражданской войны (1918-1922 гг.) и подавления антисоветского восстания в Нагорном Карабахе (1931 г.) гвардии полковник Дмитрий Филиппович Соболев. В боях Великой Отечественной войны он участвовал с августа 1943 года, приняв участие в форсировании Днепра, освобождении Правобережной Украины и других операциях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1945 года за умелое руководство частями и проявленное при этом личное мужество и героизм гвардии полковнику Д. Ф. Соболеву было присвоено звание Героя Советского Союза.


Соболев.jpg

Герой Советского Союза, командир 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, генерал-майор Д. Ф. Соболев.

15 мая 1945 года, совершив 35-километровый марш, части дивизии сосредоточились в лесном заповеднике под Прагой. Там они получили пополнение, заготовили 45 суточных дач (сутодача - кол-во продовольствия, положенного по установленным нормам для питания одного довольствующегося в сутки) продовольствия и фуража, занимались боевой и политической подготовкой. 2 июня дивизия начала погрузку в железнодорожные эшелоны на станции Ржичаны и отправилась на Дальний Восток.

Эшелоны с личным составом и боевой техникой дивизии двигались по следующему  маршруту: Прага – Дрезден – Познань – Варшава – Минск – Москва – Казань – Свердловск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Улан-Удэ – Чита – Чойбалсан (Монгольская Народная Республика).

На железнодорожную станцию Баин-Тумэн части дивизии прибывали в следующем порядке: управление дивизии прибыло 4 июля, 3-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – 5 июля, 4-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк – 7 июля, 6-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – 12 июля, медико-санитарный батальон и тылы – 14 июля, 13-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – 17 июля. Преодолев 9320 километров, десантники разгрузились и начали готовиться к действиям в горно-пустынной местности. Одновременно командование и разведка дивизии начали проводить разведку маршрутов выдвижения к китайской границе, до которой было не менее 200 километров, и рекогносцировку позиционного района для развёртывания частей в боевой порядок.


Вскоре части 1-й гв. ВДД начали выдвижение в позиционный район. При этом им пришлось пройти несколько сот километров по безводной, выжженной пустыне.


25-29 июля 1945 года 1-я гв. ВДД вместе с другими частями корпуса снова приступила к занятиям по боевой подготовке. Занятия велись по тактике, огневой подготовке, топографии, изучению Японской армии, артиллерийской подготовке и др. Основное внимание уделялось наступательному бою в горно-пустынной местности.


В середине дня 7 августа 1945 года был получен приказ штаба 53-й армии о выдвижении корпуса к границе МНР с Внутренней Монголией в районе северо-западнее озера Бурду-Нур.


Части 1-й гв. ВДД двигались по маршруту: озёра Сангин и Далай-Нур, г. Джамсаран. К утру 8 июля 1945 года дивизия сосредоточилась в г. Модон-Обо.


По приказу штаба 53-й армии, 18-му гв. СК надлежало с наступлением темноты 9 августа 1945 года продолжать движение, пересечь границу МНР с Внутренней Монголией в районе западнее озера Бурду-Нур и, используя успех танковых соединений, идущих впереди, двигаться в общем направлении на Бунай Сумэ.


В 1:00 9 августа 1945 года 1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия, соединившись с войсками Забайкальского фронта,  пересекла госграницу МНР с Внутренней Монголией в районе г. Ялдогоя. После перехода границы она начала развивать наступление в сторону горного хребта Большой Хинган. Противник на направлении движения дивизии активности не проявлял. Впереди дивизии действовал усиленный передовой отряд, в составе которого находился танковый батальон. 

 

Ляшков.jpg

Военнослужащий 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, гвардии старшина В. Б. Ляшков. Участвовал в освобождении Румынии, Венгрии, Чехословакии. Участник войны с Японией (август 1945 г.). 


 

Ветеран дивизии, гвардии старшина Владимир Борисович Ляшков в своём докладе на встрече ветеранов в Москве 16 декабря 1982 года уточняет, что впереди дивизии успешно действовал её летучий отряд в составе 5-й отдельной гвардейской воздушно-десантной разведывательной роты (ВДРР), полуэскадрона, а также отделений взводов разведки и автоматчиков 13-го гвардейского воздушно-десантного стрелкового полка.

 

К 12:00 10 августа 1945 года части дивизии остановились на шестичасовой привал в районе Борши, Дунэрлин. После него они продолжили движение и к 5.00 11 августа сосредоточились северо-западнее озера Лыксин-Нур.

 

После дневного отдыха дивизия возобновила движение в 21:00 11 августа 1945 года и к 10.00 12 августа сосредоточилась в районе Хассятеннору.

 

В выписке из Журнала боевых действий 18-го гв. СК (за май – август 1945 г.), опубликованной на сайте Министерства обороны РФ «Память народа 1941-1945», в описании событий 16-18 августа 1945 года говорится о том, что весь марш происходил в исключительно трудных условиях. Высокая температура воздуха, палящий зной, отсутствие достаточного количества воды, сильно изнуряли личный состав и приводили к частым случаям теплового удара и выхода из строя на этой почве военнослужащих. В результате тяжелых климатических условий во всех дивизиях с первого же перехода выделились группы слабосильных бойцов менее способных переносить жару, которые отстали от дивизий. В 1-й гв. ВДД к 12 августа таких отстающих числилось до 400 человек. Поэтому, командование и штаб корпуса постарались организовать эти группы, обеспечить их кухнями, продовольствием и повозками. Затем эти группы следовали за дивизиями под руководством  выделенных офицеров от каждого полка и под общим руководством командиров учебных батальонов. Так отстающие постепенно подбрасывались к идущим впереди главным силам дивизии.


Переход через Хинган.jpg 

Части Красной Армии переходят через Большой Хинган. 


В результате стремительного наступления на пятый день операции (13 августа) десантники вышли на Центральную Маньчжурскую границу и оказались в тылу японских войск. После подхода основных сил и танков создались условия для окружения и разгрома Квантунской армии. 18-й гв. СК непосредственного соприкосновения с противником не имел. Части 7-го гвардейского механизированного корпуса 6-й гвардейской танковой армии форсировали перевалы Большого Хингана и вышли на восточные скаты хребта. 18-й гв. СК получил задачу форсированным маршем выйти к хребту большого Хингана, форсировать перевал Тунчакан (Мелхей), продолжать дальнейшее движение в общем направлении на ставку князя Арухорчин. 1-я гв. ВДД возобновила движение в 14:00 13 августа 1945 года. Причём, головные полки дивизии выступили на два часа раньше.

 

Делая короткие привалы в районах Бунай Сумэ, Нонай Сумэ у озера в 12 км юго-восточнее Нонай Сумэ части дивизии в течение 13-14 августа, совершая непрерывный марш, вплотную подошли к хребту Большого Хингана и к утру 15 августа сосредоточились в районе Мокутин (Коч).

 

Из выписки из Журнала боевых действий в описании событий 16-18 августа 1945 года: «Предгорья Большого Хингана, болота в долинах и к тому же дожди, шедшие в это время, в значительной мере затрудняли движение частей особенно обозов, артиллерии и автотранспорта».

 

19 августа 1945 года 18-му гв. СК была поставлена новая боевая задача – двигаясь по маршруту ставки князя Арухорчин, Кайлу, Суйдун, Цинхэбяньмынь к 28 августа 1945 года выйти в район оккупации Дунжумотеванфу, Ичжоу, Бейчжень. От каждой дивизии было решено выделить передовые отряды в составе отдельного истребительно-противотанкового дивизиона (ОИПТД), отдельного самоходно-артиллерийского дивизиона (ОСАД) и конных групп, которые к 28 августа 1945 года должны были выдвинуться в районы Ичжоу, Бейчжень и Паньшань.

 

С утра 19 августа 1945 года соединения корпуса выступили из района ставки князя Арухорчин на Кайлу.

 

К 20 августа конные группы передовых отрядов прибыли в Кайлу. 21 августа туда прибыло четыре самоходных орудия 110-й гвардейской стрелковой дивизии, которые встали здесь без горючего. 1-я гв. ВДД остановилась в 25 километрах северо-западнее Кайлу.

 

Здесь, в Кайлу, для десантников 1-й гв. ВДД произошло знаменательное событие. Нужно отметить, что боёв с японцами 1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия за всё время практически не вела. Шедшие впереди танки 6-й гвардейской танковой армии взяли эту задачу на себя. И только подойдя к китайскому городу Кайлу, десантники из передового отряда, наконец, смогли вступить в бой с японцами, который, правда, завершился достаточно быстро.

 

Этот эпизод описан в мемуарах «Воспоминания командира батареи» (2007 г.) командира батареи 76-мм полковых орудий ЗИС-3 4-го гвардейского воздушно-десантного артиллерийского полка 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии Ивана Митрофановича Новохацкого: «Продолжаем наступление. Судя по карте, впереди должен быть небольшой китайский город Кайлу, но из-за высокого гаоляна его не видно, даже сидя верхом на лошади. Вскоре, однако, посевы расступились, впереди показался город, вернее, высокая глиняная стена, из-за которой город даже не было видно. Этой стеной город был обнесен со всех сторон. Дорога, по которой мы шли, проходила через массивные кирпичные ворота. Сейчас проем был наглухо заложен кирпичом.

 

Как только передовой отряд подошел ближе, по обеим сторонам ворот застрекотали два вражеских пулемета. Батальон, составляющий главные силы передового отряда, залег. Завязалась перестрелка. Я с разведчиками быстро спешился, занял наблюдательный пункт и веду наблюдение.

 

Вскоре к воротам приблизилась одна из самоходных установок, приданных передовому отряду. Пулеметы противника умолкли. Самоходка постояла минуты две и потом резко повернулась, задним бортом ударив по одной из колонн ворот. Посыпался кирпич, и в воротах образовался проем, в который устремились солдаты батальона.

 

Вскоре проем был расчищен, и самоходка двинулась вперед через ворота по городской улице. Через некоторое время весь передовой отряд проник в город. Противник, очевидно, понял, что сопротивление бесполезно, и быстро отходил.

 

Город скорее был похож на большую деревню: одноэтажные глиняные фанзы, изредка — приземистые кирпичные дома. Китайское население быстро оценило ситуацию, и уже через несколько минут на улице появилось большое количество торговцев, на лотках которых были различные овощи. Нам было не до покупок, противник мог организовать любую пакость, и надо было быть наготове.

 

Вскоре мы были на противоположной стороне города. За городской стеной сразу же начинались поля высокого гаоляна. Противник себя ничем не обнаруживал, китайцы тоже каких-либо вразумительных сведений сообщить не могли, а лишь показывали руками на восток, куда ушли японцы».


Новохацкий.jpg

Командир батареи 4-го гвардейского воздушно-десантного артиллерийского  полка

1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии,  гвардии капитан И. М. Новохацкий. Ленинград, май 1948 г. 


Для выполнения задачи командир корпуса решил с утра 22 августа 1945 года выбросить вперёд конные отряды. В 6:00 22 августа конные передовые отряды выступили из Кайлу.

 

Соединения корпуса, выйдя в район восточнее Кайлу, повели разведку р. Ляохэ с целью переправы через неё.

 

Из выписки из Журнала боевых действий 18-гвардейского стрелкового корпуса: «Прошедшие в горах обильные дожди привели к значительному повышению уровня воды в р. ЛЯОХЭ, к розливу ее до километра и увеличение ее течения до трех метров в секунду. Топкие берега и трясины исключали возможность подхода к реке, отсутствие лесоматериала затрудняло устройство переправы в короткое время.

   Ближайший мост через р. ЛЯОХЭ был в районе ТУНЛЯО.

   С целью экономии времени и быстрейшего выполнения задачи корпус был направлен в район ТУНЛЯО для переправы через р. ЛЯОХЭ по мосту.

   В 3.30 23.8.45 корпус выступил на марш в район ТУНЛЯО и два перехода вышел на левый берег р. ЛЯОХЭ западнее ТУНЛЯО

 

 

1 Гв ВДД – к 17.30 24.8.45 сосредоточилась в 8 км западнее ТУНЛЯО».

 

Комбат И. М. Новохацкий вспоминал, что большую помощь в форсировании Ляохэ советским войскам оказали местные китайские жители, которые с помощью  корзин с насыпанным грунтом вручную перекрыли место прорыва, успели прорыть русло под мостом, и уже в темноте река вновь пошла под мостом.

 

1-я гв. ВДД, начав переправляться в 12:00 27 августа 1945 года, закончила переправу до наступления темноты и сосредоточилась на восточном берегу р. Ляохэ, юго-западнее Тунляо.

 

Части корпуса готовились к продолжению марша с утра 28 августа 1945 года. Но в ночь на 28 августа по радио был получен приказ штаба 53-й армии – корпусу оставаться в занимаемых районах и ждать приказа. Днём 28 августа самолётом был доставлен приказ штаба армии, согласно которому 18-му гв. СК в составе трёх дивизий надлежало погрузиться в железнодорожные вагоны в районе Тунляо для переброски на Ляодунский полуостров в район Порт-Артур, Дайрен. В течение 28-30 августа 1945 года соединения корпуса вели подготовку к погрузке и подтягивали части к железнодорожной станции Тунляо.

 

К исходу 30 августа части 1-й гвардейской воздушно-десантной дивизии находились в следующих местах: 3-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – юго-западнее Тунляо; 6-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – 2 км северо-западнее Тунляо; 13-й гвардейский воздушно-десантный стрелковый полк – 2 км юго-восточнее Тунляо; 4-й гвардейский воздушно-десантный артиллерийский полк – системы на конной тяге на восточном берегу р. Ляохэ в районе Тунляо и системы механической тяги – в Кайлу; 521-й отдельный самоходно-артиллерийский дивизион – в  Джаса Аиль (20 км северо-западнее Кайлу); тылы – в Кайлу.

 

Артиллерийские части и тылы дивизии на автотяге не были подтянуты в район Тунляо по причине полного отсутствия горючего.

 

31 августа 1945 года части дивизии продолжали оставаться в прежних районах в ожидании подвижного состава.


Карта.gif

Карта боевых действий во время Советско-японской войны. 


9 сентября 1945 года гвардейцы-десантники вместе со всей страной отпраздновали День Победы над Японией. За образцовое выполнение задания командования в боях против японских войск на Дальнем Востоке, при прорыве Маньчжурско-Ужалейкурского и Халун-Аржанского укреплённых районов, преодоление горного хребта Большой Хинган, овладение целым рядом городов и проявленные при этом доблесть и мужество Указом Президиума Верховного Совета СССР 1-я гв. ВДД была награждена орденом Красного Знамени. Всему личному составу дивизии Верховным Главнокомандующим И. В. Сталиным была объявлена благодарность.

 

В октябре 1945 года командир дивизии гвардии генерал-майор Д. Ф. Соболев убыл на учебу в Академию Генерального Штаба Вооружённых Сил (ГШ ВС) СССР. Дивизию принял гвардии полковник А. И. Мальчевский. В ноябре дивизия прибыла в г. Нижне-Удинск, где вошла в состав войск Восточно-Сибирского военного округа.

 

В выписке из Журнала боевых действий 18-го гв. СК нет данных о безвозвратных и санитарных потерях 1-й гв. ВДД за период с 9 августа по 2 сентября 1945 года. Учитывая, что воины дивизии участвовали только в одном коротком бою, то боевых потерь не было вовсе.

 

Во время Советско-японской войны советским десантникам пришлось больше сражаться с природой, чем с японцами. Но от того их подвиг не становится меньше. По данным из доклада ветерана дивизии В. Б. Ляшкова, участвуя в Хингано-Мукденской наступательной операции, 1-я гв. ВДД преодолела 1000 км пустынь и хребет Большой Хинган. Переходы проводились в условиях изнуряющего зноя и недостаточного количества воды. И, несмотря на это, воины дивизии, закалённые в боях Великой Отечественной войны, снова проявили высокие боевые качества. Переход дивизии через пустыню Гоби можно назвать одной из ярких страниц истории отечественных Воздушно-десантных войск.

 

Список источников и литературы:

 

1.      1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия [Электронный ресурс]. Режим доступа:

      https://ru.wikipedia.org/wiki/1-я_гвардейская_воздушно-десантная_дивизия

2.      1-я гвардейская Звенигородско - Бухарестская воздушно - десантная дивизия [Электронный ресурс]. Режим доступа:

      http://samsv.narod.ru/Div/Vdd/gvdd001/default.html

3.      Алехин Р. В. Воздушно-десантные войска: история российского десанта. — М.: Эксмо, 2009.

4.      Выписка из журнала боевых действий 18 Гв СК за май-июнь-июль-август месяца 1945 года. Архив ЦАМО, Фонд 409, опись 10057, дело 535 // сайт «Память народа 1941-1945».

5.      Доклад на встрече ветеранов 1-й гв. ВДД в гор. Москве 16.12.82 г. “Ратные и трудовые подвиги однополчан во славу Отечества” (фонды Уральского государственного военно-исторического музея, НВ 1802.1 – 1802.4).

6.      Ненахов Ю. Войска спецназначения во второй мировой войне. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.

7.      Нечаев В. Н. 50-я гвардейская танковая бригада/Б. С. Лебедев; 1-я гвардейская воздушно-десантная дивизия. – Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1991.

8.      Новохацкий И. М. Воспоминания командира батареи. Дивизионная артиллерия в годы Великой Отечественной Войны. 1941—1945. — М.: ЗАО Центполиграф, 2007.

9.  Соболев, Дмитрий Филиппович [Электронный ресурс]. Режим доступа:

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Соболев,_Дмитрий_Филиппович

10.  Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк. – М.: Воениздат, 1980.

11.  Советские воздушно-десантные: Военно-исторический очерк. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Воениздат, 1986.

 

 

 

Старший научный сотрудник А. С. Мамакин